Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
06.05.2003
Рынок металлической упаковки

Глиняные емкости, что появились уже 8000 лет назад, слабо выполняют функции защиты, хранения и транспортировки товаров. Другое дело – металлическая упаковка, которая возникла в XVIII веке. В России производство жестяной банки началось примерно 150 лет назад, а в 1880 году появилась цветная печать на жести (металлохромия), что сделало возможным создание изысканной упаковки и вместе с тем значительно расширило области ее применения.

С XX века началось наступление картонов и пластмасс, но до сих пор металл придает упаковке особый шарм, служит признаком хорошего вкуса. Это экологичный и сравнительно дорогой материал, но для покупателя металлическая упаковка на подсознательном уровне является гарантией надежности и качества заключенного в ней товара. А с полимерами и бумагой в современной упаковке металл не только конкурирует, но и прекрасно взаимодействует

Для современного рынка, насыщенного конкурирующими товарами, роль упаковки общепризнанна и достигает 30% стоимости товара (среднее для Германии значение – 5,9%). Упаковка – одна из главных причин немотивированной покупки товаров (в мире – до 20%), а плохая упаковка – основная причина непродажи товара вообще (в мире до 8%). Не по дням, а по часам растет понимание роли упаковки и в современной России.

Среди других типов тары отличительными свойствами металлической являются высокая механическая прочность, устойчивость к воздействию внутреннего давления, ударостойкость, хорошая сохраняемость товаров. Такая упаковка надежно предохраняет содержимое от воздействия света, воздуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды.

С развитием новых технологий упаковка из чистого металла в течение десятилетий сдавала свои позиции, и сейчас ее доля на мировом рынке тары опустилась до уровня 10% и подает признаки стабилизации. Чаще всего металл заменяется полимерами и комбинированными многослойными материалами. Однако среди сложных полимерных и бумажных покрытий (всего до 70% рынка упаковки) быстро растет доля металлизированных упаковок и наклеек, обладающих целым набором позитивных свойств.

В целом, объем мирового рынка упаковки составляет около $650 млрд и растет на 15% ежегодно. Российский рынок упаковки в последнее десятилетие рос в среднем на 30% в год и сейчас оценивается в $14 млрд. Эта индустрия в нашей стране продолжает оставаться одной из самых динамично развивающихся отраслей!


Жесть и жестяная упаковка

Для производства металлической тары и упаковки, прежде всего, применяется «классическая белая жесть», которая представляет собой стальной лист, покрытый с обеих сторон тонким слоем олова. Есть попытки применения для изготовления упаковочной жести покрытий из других металлов (цинка, хрома, алюминия, никеля), а также разных комбинированных покрытий. Однако белая жесть остается безусловным лидером ввиду безвредности соединений олова и ее высокой коррозионной стойкости. Значительная часть белой жести современной упаковки сейчас лакируется, а снаружи, как правило, окрашивается типографскими технологиями (флексографическое или другое нанесение информации и формирование этикетки).

Все конкурирующие покрытия, например, электролитически хромированная сталь (ECCS) или сталь без олова (TFS – черная жесть) требуют обязательного высококачественного лакирования и (кроме США) находят пока ограниченное применение.

Белая упаковочная жесть имеет типовую толщину от 0,12 до 0,5 мм (содержание олова от 1 до 40 г/м2) и используется преимущественно в производстве тары для пищевых продуктов (консервы). Именно для них реализуется принципиальное преимущество металлической тары перед полимерной – легкость процессов высокотемпературной стерилизации содержимого (и основной недостаток – сложность разогрева в СВЧ-печах). Другие популярные применения жести – выпуск тары лакокрасок и нефтехимии, крышек для стеклянной тары, аэрозольных баллонов. В производстве тары для многих стран имеется сезонность пика ее потребления, связанная с циклом заготовки сельхозпродукции, рыболовства и т.д.

Мировое потребление белой жести растет в среднем на 2 % в год (упаковка в целом на 15%), однако ведущие ее производители (страны ЕС и США) свою долю на этом рынке быстро теряют.

США перерабатывают в белую жесть 2,1-2,3% стального проката и импортируют еще 300-400 тыс.т. На протяжении 1990-1997 гг. американский рынок белой жести сохранял относительную стабильность (годовые объемы продаж материалов, включая белую и черную жесть, TSF и листы с оловянным покрытием, удерживались на уровне 3,5-4 млн. т , а доля луженой продукции в продажах стали в США достигала 3,4 %). Однако с 1998 года по настоящее время в США продолжается кризис этой отрасли с суммарным спадом объема производства почти на 25 %. К примеру, за 2000-2001 годы в США обанкротились три крупных производителя жести – LTV Steel, Wheeling-Pittsburg и Bethlehem Steel, а производство ее на ряде заводов US Steel в 2001-2002 годах приостанавливалось. Благополучен в этом секторе в США остался, видимо, только завод Ohio Coatings, модернизированный в конце 90-х годов.

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку


Пожалуйста, оцените этот материал



Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: